Краеведение

При железной дороге

Опубликовано: 3 июля 2013

На отчужденных землях


7 июня 1895 г. Общество Киево-Воронежской железной дороги получило разрешение на строительство железнодорожной линии Москва – Брянск. Пропускная способность линии - две пары пассажирских и три пары товарных поездов в сутки.
В 1897 году газета «Калужский вестник» (№192) сообщала: «Земляные работы по сооружению строящейся железнодорожной линии Москва-Брянск на протяжении от Малоярославца до предполагаемой станции Болобаново почти закончены, и приступили к каменной кладке водопроводных труб и устоев для небольших мостов через ручьи. Близ станции Болобаново уже началась постройка частными лицами. Первым предвестником обетования на необетованной земле является кабак «с распивочной и на вынос». Между тем есть много проектов о сооружении гостиниц, лобазов, товарных складов и торговых помещений».
Под строительство железной дороги были отчуждены земельные участки, принадлежавшие крестьянам деревень Лапшинка и Болобаново.

Извещение об отчуждении земель д.Лапшинки



Если крестьяне д.Лапшинка передали железнодорожному обществу небольшой участок, покрытый кустарником, то жители деревни Балобаново Федор Миронов, Владимир Дудоров, Иван Федоров, Степан Столяров, на чьих наделах и выросла станция Балабаново, расстались с пашенными землями. В 1898 году на станции были построены дом для железнодорожных служащих, здание вокзала.
В июне 1899 года приемная комиссия МПС подвела итоги строительства железнодорожной линии Москва-Брянск и дала разрешение на открытие пассажирского и товарного движения со скоростью 40 верст в час, на некоторых отрезках пути скорость движения ограничивалась до 20 и даже 10 верст в час. Регулярное движение поездов началось с 1 августа 1899 года.
Здание вокзала было главной достопримечательностью железнодорожной станции Болобаново. Состояло оно из залов ожидания для пассажиров (1-3 классов), буфета, билетных касс и туалетных комнат.

Здание вокзала
 

Пристанционный поселок

Дом железнодорожных служащих. Построен в 1898 г.


Станция Балабаново с увеличением числа пассажиров и грузов становится «бойким» местом. Если в 1902 году в пристанционном поселке, помимо зданий вокзала, почты и чайной, было лишь три дома, то в последующие годы он начинает «прирастать» и людьми, и строениями. В «Списке населенных мест Калужской губернии», изданном Калужским губернским статистическим комитетом в 1903 году, указывается, что в поселке Балабаново в это время проживали 30 мужчин и 40 женщин.
Из Угодско – Заводского уезда приехали четверо братьев Фокиных, построили здесь кузницу и просторный кирпичный дом на единственной тогда улице. Купец Б.И. Монахов открыл в Балабанове постоялый двор и имел извоз, держал лошадей с возками, возил пассажиров в Боровск и по другим направлениям. Дом, который он построил для своей семьи, был двухэтажный (нижний этаж – кирпичный, с разноцветным орнаментом, верхний – деревянный), украшенный красивыми наличниками (дом располагался на месте, где сегодня находится пожарная часть).
По соседству располагался еще один двухэтажный дом, принадлежавший семье И.И. Григорьева, содержавшего швейную мастерскую, где трудились 20 мастеров – обшивали жителей со всего Боровского уезда.
Купец Лахтин открыл пекарню, где пекли бублики и баранки.
Жительница Москвы, которую местные жители называли бабкой Варварой, построила несколько домов, которые сдавала внаем. Она же держала огороды, где выращивали лук и чеснок на продажу.
Строят дома и открывают мастерские шорник Сергеев, веревочники Федотовы …
Напротив вокзала размещалось строение в виде квадрата: здесь находились почта, трактир, магазин. За ними – баня. Здесь же были оборудованы конюшни для лошадей, помещение для отдыха людей.

В 1913 году боровские купцы Г.А. Девятов и М.Г. Лукьянова начинают в Балабанове кирпичное и черепичное производство.
В этом же году было принято решение о строительстве в пос. Балабаново земской школы, работает аптека, почтовое отделение.

Жители деревни Болобаново в это время оставались прихожанами церкви Преображения Господня, что в селе Спас-Прогнанье. А жители пристанционного поселка стали прихожанами церкви Живоначальной Троицы в селе Косяги (ныне - совхоз «Боровский»).

Улица Боровская, 1960-е гг.


По данным 1914 года, в поселке Балабаново проживали 60 мужчин и 62 женщины.
Как-то незаметно меняется название станции: сначала в различных документах встречается написание Балобаново, а затем – Балабаново.
 

После Октября


Жизнь в пристанционном поселке Балабаново в первые послереволюционные годы была небезопасной. Массы демобилизованных солдат и мешочников штурмовали поезда, открывали беспорядочную стрельбу на станции, вынуждая служащих бежать со своих постов, грабили местных жителей. Однажды местный кузнец Степан Фокин вступил с грабителями в спор, его тут же расстреляли.
Через станцию следовали войска и военные грузы на фронты гражданской войны. Местные жители несли ответственность за порчу путей и подвижного состава, были обязаны оказывать содействие в охране железных дорог местным властям, привлекались для заготовки дров.
С восстановлением регулярных пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте возрастает значение железнодорожной станции Балабаново в экономической жизни уезда, что благоприятно сказывается на развитии пристанционного поселка.
В 1920-е годы Балабаново становится вторым по значению (после Боровска) торговым центром уезда.
Каждую неделю здесь проводились базары, на которые жители ближних и дальних окрестностей привозили различные товары, велась оживленная торговля.
Поскольку в районе поселка Балабаново находились большие залежи жирной глины, здесь возобновляется и расширяется производство кирпича. Во второй пятилетке (1933-37 гг.) кирпичный завод был механизирован и в 1934 году произвел уже 4,5 млн штук кирпича, удвоив производственную программу. Рабочих рук не хватало, поэтому для работы на заводе вербовали жителей соседних районов и областей. Жили рабочие в бараках.

Генераторная установка, обеспечивающая электричеством кирпичный завод. Середина 1930-х гг.


 


Помимо кирпичного завода в Балабанове работали гончарный цех сельпо, молокозавод, столярная, сапожная, валяльная мастерские, заготовительные пункты.
В 1935 году Балабаново получает статус рабочего поселка.
К концу 1930-х гг. поселок состоял из нескольких коротких улиц, на каждой было по 12-15 домов.
Многие жители Балабанова имели свое хозяйство, выращивали овощи, держали коров, свиней, кур, коз. Трудились и взрослые, и подростки.
С наступлением вечера в сквере (где ныне привокзальная площадь) в летнее время играла музыка, для молодежи были устроены гигантские качели, площадка для волейбола.
В 1940 году в Балабанове построили двухэтажное здание школы, рассчитанное на 300 учеников. Школа стала семилетней.

 Материал подготовили Нина Замахина и Екатерина Козырева

← Назад

Загрузка комментариев...