Здоровье

Чтобы «скорая» не опоздала

Опубликовано: 16 октября 2013

Жалобы на работу «скорой» - явление нередкое. При этом большинство из нас забывает о том, что «скорая помощь» - не услуга, а служба экстренной помощи. Как на самом деле построена работа этой службы, рассказала главврач отделения «скорой помощи» по Боровскому району Наталья Евгеньевна Иванова.

- Наталья Евгеньевна, какова всё-таки миссия «скорой помощи»?
- Конечно же, это оказание первой неотложной помощи при экстренных состояниях здоровья, которые могут привести к угрозе жизни пациента. Это могут быть как внезапные острые заболевания, так и обострения хронических болезней. Иных, установленных законом функций, у нас нет, но люди зачастую забывают об этом, используя нашу службу не по назначению. Они обращаются к нам за лечением, но мы не лечим. Мы помогаем пациенту стабилизировать внезапно ухудшившееся состояние здоровья.


- Что может послужить поводом для звонка в «скорую»?
- Минздравом чётко определены состояния, при которых необходимо обращаться к нам. Это нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или окружающих, термические, химические ожоги и другие нарушения, при которых существует угроза жизни.
На практике сфера деятельности нашей службы гораздо шире. Поводом для вызова может стать даже лёгкое недомогание. К нам обращаются с зубной болью, незначительной травмой, при некритичной температуре. Отношение людей к возникающим болевым синдромам абсолютно субъективно.
Много звонков поступает от людей преклонных лет, которые в силу возраста жалуются на недомогание. В январе одна из жительниц ул.Дзержинского вызывала скорую 18 раз. В Балабанове другой случай - пациент с глубокой энцефалопатией. Бригада может выезжать к нему несколько раз в день. Человек, страдая заболеванием мозга, находясь без должного контроля со стороны родных, обращается в «скорую помощь».
Конечно, большинство пожилых людей имеют ряд заболеваний, но не все недуги входят в спектр нашей деятельности. Им необходима помощь врачей городской поликлиники и должное внимание со стороны родственников.
Осложняют обстановку и третьи лица, не всегда адекватно оценивающие физическое состояние больного. Недавний случай в деревне Кривское - яркое тому подтверждение. Бригада выехала на вызов - потеря сознания. При беседе с пациентом выяснилось, что друзья приняли крепкий сон за обморок и вызвали неотложку. В то время, пока специалисты выясняли все нюансы в Кривском, возникла угроза жизни у жительницы Балабанова. К счастью, бригада «скорой» из Ермолина приехала вовремя, и женщине успели помочь.
Такое отношение к службе «скорой помощи» негативно сказывается не только на нашей работе, но и на здоровье самих пациентов.

- В вашей практике были случаи, когда машина «скорой помощи» приезжала поздно?
- Да. Она была там, где в ней не нуждались. Ежедневно машина, в зависимости от количества бригад, совершает от 50 до 70 выездов. Если люди начнут обращаться к врачу своевременно, количество вызовов значительно сократиться. Пренебрегая визитами в поликлинику, больные только усугубляют состояние своего здоровья. Неоднократно у пациентов с высокой температурой развивалась дыхательная недостаточность и, как следствие, пневмония, требующая немедленной госпитализации. И таких пациентов с каждым годом становиться всё больше.

- Каков приоритет вызовов при распределении очередности?
- Все поступающие вызовы делятся по категориям. К первой относятся состояния, которые могут привести к смерти. Туда машина скорой помощи поедет в первую очередь. Во вторую очередь помощь будет оказана при неотложных состояниях, которые могут привести к угрозе жизни: бронхиальная астма, судороги и т.д. При этом назначать лечение или давать рекомендации фельдшер не имеет права. Его обязанность - определить состояние больного, оказать помощь и при необходимости доставить больного в медучреждение.

- Если человеку стало плохо на улице, а полиса ОМС в наличии нет, будет ли ему оказана помощь?
- Исходя из опыта работы, могу сказать, что, несмотря на то, что полисы при себе имеют далеко не все, впоследствии, как правило, их предоставляют. В этом плане люди у нас обязательные. У остальных, в том числе граждан ближнего зарубежья, его просто нет, но отказать им в помощи мы не имеем права. Получается, что помощь будет оказана в любом случае.
Первого января этого года в силу вступил новый закон Министерства здравоохранения о переходе в систему ОМС, согласно которому пациент обязан предъявить полис. По моему мнению, требование этого закона в большинстве случаев сложно выполнить. Человеку с острой болью, либо находящемуся на грани жизни и смерти, не до этого. Представьте сотрудника бригады «скорой помощи», стоящего над человеком, теряющим сознание, с требованием предъявить медицинский документ.
В Германии страховая медицина построена по-другому принципу, чем у нас. Ни одно болезненное состояние человека, находящегося в алкогольном опьянении, страховые компании не оплачивают: алкоголизм не считается болезнью, это лишь дурная привычка.
В нашей стране пьющий человек находит время и средства, чтобы пить, но не может выкроить время для оформления медицинского полиса. При этом он имеет законное право на получение бесплатной медицинской помощи.

- Какова обеспеченность «скорой» медикаментами?
- На лекарственные препараты в Боровском районе не скупятся. По обеспеченности медикаментами наша служба укомплектована по стандарту на 300%. Во-первых, закуплено новое дорогостоящее оборудование. Аппарат ЭКГ позволит врачу «скорой» видеть даже мелкоочаговые изменения и более точно оценить картину болезни. У пациента появилась возможность на месте получить консультацию специалиста. Все снятые показания будут направляться в диагностический центр. Незначительный вес и размер аппарата удобен в переноске.
В прошлом году были приобретены новые машины, оборудованные по последнему слову техники, позволяющей оказать помощь даже новорождённому. Сейчас по Боровскому району может курсировать пять машин. На случай поломки или долгосрочного ремонта есть шестая, подсменная. Но из пяти в работе задействованы не всегда все: нет медиков.
 

- Насколько полно укомплектован штат?
- Людей у нас мало. По Балабанову штат укомплектован на 30 %, в Ермолине - на 70%. В Боровске на четырёх ставках работает один диспетчер. Не хватает всех: врачей, фельдшеров, диспетчеров.
В период отпусков и без того большая нагрузка на сотрудников «скорой» увеличивается. Люди работают через сутки, но жалоб на профессионализм сотрудников по итогам восьмимесячной работы пока не поступало.
После полугода такого физического и нервного напряжения некоторые из нас становятся раздражительными. К сожалению, случается, что обижаем своих пациентов словом. Нас это не извиняет. Люди страдать от этого не должны.
В прошлом году в «скорую» были трудоустроены два фельдшера, но после первой зарплаты крепко пожали нам руку и теперь работают в Москве.
Мы, зная об опыте наших соседей – обнинской службы «скорой помощи», неоднократно обращались за помощью к власть имущим, которые пообещали поддержать нашу службу материально.

- В каких случаях диспетчер «скорой помощи» имеет право отказать гражданину в приёме вызова?
- В случаях, связанных с исполнением назначений врача: колоть антибиотик неотложка не поедет. Нет в сфере нашей деятельности и услуги «довезти до дома». Контрольный рентген тоже придётся делать самостоятельно.

- Еще один важный вопрос: как правильно вызывать «скорую помощь»?
- Изначально необходимо ответить на вопросы диспетчера.
Начало на стр. 9
Не каждый человек в экстренной ситуации может адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Здесь ему придёт на помощь диспетчер скорой помощи, который направит бригаду соответствующего профиля и подскажет как нужно вести себя, чем можно помочь больному до прибытия скорой.

- С 1 января 2014 года вступит в силу приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». Какие изменения произойдут?
- Согласно новому приказу, функции скорой и неотложной помощи разграничат для того, чтобы пациент своевременно получал экстренную помощь.
Наша служба будет оказывать экстренную медицинскую помощь лицам, состояние здоровья которых граничит со смертельным. Все остальные вызовы, в том числе внезапные острые заболевания, не требующие срочного медицинского вмешательства, обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни и констатация смерти, будут переадресованы в поликлинику. В нерабочие часы поликлиники и в выходные дни эти функции будут выполнять бригады «скорой».
По новому приказу изменится состав бригад: фельдшер сможет совмещать свою ставку со ставкой водителя «скорой помощи». Я надеюсь, что Калужская область по этому пути не пойдёт, ведь каждый должен заниматься своим делом: фельдшер – лечить, водитель – водить.
Время выезда сократиться с 4 до 2 минут, а время пребывания на вызове, как и прежде, будет зависеть от тяжести состояния и эффективности оказания помощи.

Всякий раз, вызывая бригаду скорой, только чтобы измерить давление или «посмотреть на всякий случай», вспомните, что кто-то действительно нуждающийся остается без экстренной медицинской помощи.

Беседовала Ангелина Аристархова

← Назад

Загрузка комментариев...